Препарировал свой древний
игровой джойстик (в 1997г купил его аж за 72 000р!!!) - сделал его
контроллером для своих модульных шумо-машин.
Джойстики отлично подходят для использования как контроллеров в
электронной музыки и имеют весьма широкое применение в синтезаторных
делах - например совмещение колеса питч-бенда и модуляции, смешивание
векторов огибающих (на KORG WS и Yamaha TG-33 ) и тд. У Doepfer есть
отдельный модуль для модулярных синтезаторов со свободно-назначаемым
джойстиком.
Удобство джойстика в его эргономичности - одна рука управляет
независимо сразу двумя векторами, имея при этом весьма естественный ход
и оставляя свободными пальцы, которые могут отдельно управлять ещё
рядом кнопок и даже дополниельным "пальцевым" джойстиком сверху.
Для простых игровых USB и GAME-портовых джойстиков есть масса софта,
который превращает их в midi-контроллеры, в том числе в max/msp есть
блоки, способные перенаправлять в MIDI сообщения данные с любых игровых
устройств (рулей, мышек и тд).
Но если использовать их напрямую для железок, в частности для circuit
bent девайсов и DIY приборов, то всё ещё проще - в игровых джойстиках
внутри стоят два переменных резистора с которых можно напрямую вывести
контакты, а кнопки можно использовать как обычные замыкатели.
В большинстве джойстиков внутри стоят пружины, которые возвращают его в
исходное положение каждый раз когда его отпускаешь. В этом есть ряд
плюсов: автоматизация возврата к исходному положению (некий "0"),
плавность и "тугость" хода - соответственно и точность. Но этот же
момент может быть минусом - джостик необходимо всегда держать в
опеределённом положении. Как правило пружины легко снимаются и джойстик
становится "позиционным", что несколько разгружает пользователя при
наличии иных органов управления (музицирования).
Eщё встречаются джойстики работающие по типу ON/OFF - как правило это
промышленные штукенции управляющие станками и старые джойстики для
игровых автоматов и приставок первых поколений.
Главный кайф в том, как такой специально подготовленный потом выглядит
на сцене - ассоциативный образ человека "играющего" сразу отсылает к
компьютерным играм, самолётам и всему мега-космическому!